Для подъёма грузов на ту или иную высоту, равно как и для их транспортировки в нужную точку люди используют различные вспомогательные приспособления и машины – подъёмно-транспортное оборудование. В число наиболее эффективных и часто используемых грузоподъёмных аппаратов входят подъёмные краны разных типов. В настоящее время среди этих агрегатов большей популярностью пользуются башенные, козловые, консольные, мостовые (с одной или двумя ходовыми балками). Причём последние могут быть опорными или подвесными (в зависимости от принципа крепления). Все такие механизмы являются сложными машинами и состоят из множества деталей, среди которых встречаются другие подъёмно-транспортные конструкции, устройство которых проще, а габариты меньше. В частности, для процесса захватывания груза применяют целую серию механизмов, различных по типу и назначению (то есть предназначенных для разных видов и форм груза) – электрические тали различного типа, спредеры, траверсы, грейферы. Также в число деталей большой машины могут входить такие грузоподъёмные приспособления как МТМ (монтажно-тяговые механизмы), кабины, лебёдки, домкраты, полиспасты, тележки, кошки. Все перечисленные выше агрегаты относятся к классу устройств, называемых крановым оборудованием.

 Рассмотрим те элементы данного оборудования, которые можно применять в грузозахватном качестве. Грейферы полезны в грузоподъёмных работах над жидкостями и пескообразными субстанциями, в процессе дорожного строительства и промышленного производства. Спредеры послужат хорошим выбором для погрузочно-разгрузочных работ на железной дороге (где обычно используются мостовые агрегаты). В случае же подъёма и транспортировки грузов, представляющих сплошные крупные блоки или плиты разной конфигурации (в том числе громоздкие), разумнее всего будет использовать траверсы. Однако практически во всех названных выше случаях можно вместо всего перечисленного воспользоваться таким приспособлением как таль (второе название – тельфер). Это крайне эффективное, универсальное и широкое по модельному спектру устройство, популярное и востребованное и в качестве вспомогательного подъёмного элемента, и для эксплуатации независимо, отдельным механизмом. Все эти особенности, а также тот факт, что данная разновидность грузоподъёмной техники компактна, проста и доступна по цене, помогают понять, почему она сейчас лидирует на рынке подъёмно-транспортного оборудования и пользуется наибольшим спросом по сравнению с прочими.

 Несмотря на то, что тельфер менее сложное приспособление, чем кран, в его строении также чаще всего наличествуют отдельные грузоподъёмные устройства, ещё мельче и проще: уже перечисленные ранее полиспасты (то есть блочные системы) и лебёдки. Если таль является механической (или же ручной), то есть заводится вручную, то в этом случае в её конструкции содержатся рычаги (для рычажных механизмов) или шестерёнки (для шестерённых). Кроме того, в качестве грузоподъёмного элемента в ней имеется в наличии прочная калиброванная круглозвенная цепь (для цепных конструкций) вместе со звёздочками. Второй вариант – устройство может быть электрическим, то есть запускаться от электродвигателя, будучи подключенной к энергосети. Соответственно, в строение таких моделей обычно входит собственно электрический двигатель и пульт дистанционного управления, а зачастую и кабина управления. Роль грузоподъёмного троса в них также может играть цепь, а может (что чаще) – высокопрочный гибкий канат, сопровождающийся наличием барабана для его наматывания. Устройства, которые поднимают и опускают груз, при этом оставаясь на месте, называют стационарными, что же касается механизмов, движущихся вместе с объектом и обеспечивающих, таким образом, его горизонтальную транспортировку, то их относят к передвижной категории.

 


Остальные сюжеты раздела:

1