Подшипники скольжения (рис 1.21) состоят из корпуса 4, крышки 3 и вкладышей 2 и 1, поддерживающих вал, а также смазывающих устройств. Корпуса подшипников выполняют цельными или разъемными. Цельные корпуса, хотя и проще в изготовлении, чем разъемные, но требуют осевого монтажа, что для тяжелых валов выполнять трудно. Разъемные корпуса употребляют наиболее часто. При их использовании облегчаются монтаж валов и регулировка зазоров в подшипнике.

Для восприятия осевых нагрузок, действующих на валы и оси, применяют подпятники (рис. 1.22). Кольцевой односторонний подпятник (рис. 1.22, а) имеет наиболее простую конструкцию. Вал своим торцом или через вставную пяту опирается на подушку подпятника. Двусторонние подпятники (рис. 1.22, б) обычно выполняют с насадным упорным фланцем. При больших осевых нагрузках для увеличения опорной поверхности возможно применение гребенчатых разъемных по осевой плоскости подпятников (рис. 1.22, в). Несмотря на значительно мень шие области применения подшипников скольжения по сравнению с подшипниками качения, их достаточно широко используют в случаях, когда по условиям сборки необходимо выполнять разъемными, например, для коленчатых валов двигателей, компрессоров и т. п., особо быстроходных валов или особо точного направления; особо тяжелых валов; больших динамических нагрузок; необходимости работы в воде, агрессивных средах; значительного загрязнения смазки.

Основными рабочими элементами подшипников скольжения являются вкладыши. Их выполняют из антифрикционных материалов (баббиты, бронзы, пластмассы, металлокерамика, чугуны, графит) Вкладыши условно рассчитывают, исходя из допускаемого удельного давления \р];

p = /7(d/)<|r>|, (1.37) где F - нагрузка на опору; dal- диаметр и длина вкладыша подшипника, соотношение l/d принимается обычно 0,8... 1,2. Величины [/j>] обычно не превышают 20 МПа.

Ответственные подшипники скольжения рассчитывают на жидкостное трение, при котором трущиеся тела разделяются полностью от взаимодействия масляным

Строительные машины: Учеб. для вузов по спец.

Рис. 1.22. Схемы подпятников скольжения


Предыдущая || Следующая